Россия, Белоруссия и Казахстан |
Россия, Белоруссия и Казахстан стирают границы
Последние события подтверждают предположение многих экспертов о том, что экономический кризис становится своеобразным стимулом для активизации интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Вскоре после того как российская общественность узнала о создании ударной центральноазиатской группировки в рамках ОДКБ, первый вице-премьер России Игорь Шувалов сообщил о том, что единая таможенная территория России, Белоруссии и Казахстана будет сформирована уже к июлю 2011 года. По его словам, именно с 1 июля 2011 года таможенный и другие виды контроля будут вынесены с внутренних границ Таможенного союза трех стран на внешние.
Сама последовательность формирования двух ключевых (военная сфера и экономика) пространств единой интеграционной группировки в рамках ЕврАзЭс представляется далеко не случайной. Поскольку она еще раз подтверждает известное наблюдение, что интеграция в военно-политической сфере всегда предшествует экономической интеграции (достаточно вспомнить хронологическую последовательность создания НАТО и экономических структур в рамках ЕС в Европе). Первый вице-премьер также сообщил, что уже принято решение взять подготовленный проект таможенного кодекса за основу и поручить экспертам и национальным органам провести необходимую работу для его утверждение в течение 2010 года. Игорь Шувалов также напомнил, что Таможенный союз (предполагающий более низкий уровень интеграции) заработает с 1 января 2010 года, «мы сегодня на заседании комиссии рассмотрели обращение Киргизии о том, чтобы в рабочем порядке начать процедуру ее присоединения к Таможенному союзу»,— добавил первый вице-премьер.
Создание единой таможенной территории прокомментировал ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов:
— Таможенный союз между РФ и Белоруссией уже существует. Точнее говоря, в полной мере он начнет функционировать с начала следующего года. Сейчас стороны уже решили вопрос о свободном перемещении граждан. Таможенная граница будет проходить по внешним границам двух государств. Граждане смогут беспрепятственно въезжать и выезжать на территорию двух стран без осуществления таможенного досмотра и паспортного контроля на внутренних границах. Сейчас обсуждается вопрос о присоединении к Таможенному союзу Казахстана. В этом смысле есть целый ряд проблем, связанных с обустройством границы между РФ и Казахстаном. Для того, чтобы перейти в 2011 году к полноценно функционирующей таможенной территории также необходимо еще решить целый ряд вопросов. Единая таможенная территория предусматривает открытие внутренних границ стран, входящих в союз, для товаров и грузов. Соответственно это также предполагает переход на единую систему деклараций и стандартов таможенного администрирования и контроля. Некоторые эксперты полагают, что открытие внутренних границ несет в себе опасность для российских производителей -в тех секторах, в которых они конкурируют с белорусскими или казахскими. Предполагается, что таможенные пошлины на товары из третьих стран будут синхронизированны (а сам таможенный контроль будет осуществляться по внешней границе). Что касается товаров, произведенных в России, Белоруссии и Казахстане, то они вообще не будет облагаться таможенными пошлинами. Проблема в том, что до сих пор остаются несогласованными 5% таможенных тарифов в отношении товаров, не произведенных на общей таможенной территории. Кроме того, необходимо разработать единые стандарты ввоза и вывоза товаров и грузов, которые будут существовать на единой таможенной территории. А наладить единый режим контроля и учета еще сложнее. К тому же, как я уже говорил, существуют реальные риски для внутренних производителей. И этот вопрос уже активно обсуждается. Потому что с введением единой таможенной территории Россия, Белоруссия и Казахстан автоматически открывают друг перед другом свои рынки. Наиболее острая конкуренция даже не между РФ и Казахстаном в сырьевом секторе (мы осуществляем транзит казахских углеводородов), а между РФ и Белоруссией. Мы конкурируем в сферах, начиная от химического производства и заканчивая продукцией сельского хозяйства. Конечно, в идеале в рамках единого таможенного пространства все эти белорусские товары должны беспрепятственно и без взимания пошлины проходить на территорию РФ. Но я сомневаюсь, что здесь с самого начала не будет сделано оговорок. И переход к такому состоянию в реальности может затянуться на многие годы. Хотя, на мой взгляд, от такого положения вещей Российская Федерация гораздо меньше теряет, чем та же Белоруссия. Дело в том, что на своем рынке мы вряд ли проиграем конкуренцию белорусским и казахским товарам. А вот рынки Белоруссии и Казахстана для наших товаров очень перспективны. Например, наши финансовые организации уже давно пытаются пробиться Белоруссию и Казахстан. Нас интересует также продвижение продукции легкой промышленности, плюс электроника, продукция машиностроения (особенно транспортного). Решения о согласовании тарифов, скорее всего, будут приниматься не единым наднациональным органом, а просто синхронизированно. То есть решения будут разрабатываться на национальном уровне, а потом согласовываться между сторонами. После создания единой таможенной территории смогут двигаться к единому экономическому пространству. Это уже очень отдаленная перспектива. Поскольку странам нужно будет вводить единую валюту. А Минск пока руками и ногами упирается и не хочет создавать эмиссионный центр в Москве. А без этого невозможно создать ЕЭП. |